Эта музыка будет вечной! Если рок-группа Metallica не выиграет суд у своих поклонников.

Газета "Известия" № 73 (25665), 20 апреля2000 года. Ромуальд Шидловский

 

Сыр-бор вокруг появившейся в прошломгоду в "Кремниевой долине" частной фирмы Napsterвозник еще в декабре. Ассоциациязвукозаписывающих предприятий Америки (RIAA)подала в суд на компанию, которая создала своегорода Интернет-толкучку, позволяющуюобмениваться музыкой в формате МРЗ: дескать, Napsterспособствует пиратству, ибо распространяемыечерез Интернет МРЗ-файлы часто содержатнелицензированные записи. Однако бесконечнуючереду разбирательств, связанных с пиратскоймузыкой во всемирной компьютерной паутине,впервые на этой неделе пополнил иск противучебных заведений.

 

Культовая рок-группа Metallica подала в судКалифорнии на фирму Napster и три американскихуниверситета - Йельский, Южной Калифорнии иИндианский - за "массовые нарушения авторскихправ коллектива, выражающиеся в распространениинелицензированных записей в формате МРЗ".Именно в этих вузах делались попытки запретитьиспользование чрезвычайно популярного средиамериканской молодежи сервера Napster. Однако послемассовых студенческих протестов руководствовузов отказалось от блокирования музыкальногосайта. Студент по ту сторону Атлантики в сущностимало отличается от российского: первый радискать и скачивать халявные музыкальные треки неменьше, чем второй толкаться и отовариваться надешевом пиратском аудиорынке у Дома культуры им.Горбунова в Москве ("Горбушке").

Администраторов университетскихкомпьютерных сетей в США, закрывавших своимстудентам доступ на странички Napster, впрочем,волновали отнюдь не морально-этическиесоображения, согласно которым пиратство - этозло. Они думали о перегруженности своих сетей: кпримеру, университет штата Индиана обнаружил,что скачивание музыки составляло 50 процентоввсего траффика. Послушав же представителей Metallica,можно представить себе сотрудниковуниверситетов, которые "не запретили воровскуюсистему", чуть ли не одноглазыми,обезображенными шрамами и татуировкамикомпьютерными волками, угрожающимисуществованию цивилизованной индустриизвукозаписи. По оценкам юристов группы, ущерб ихстороны может быть оценен более чем в 10 млн.долларов - по 100 тысяч долларов за каждуюукраденную песню.

Предъявлять претензии компании Napster,предлагающей пользователям своиИнтернет-услуги, - все равно, что обвинять всодействии пиратам производителей аудиотехники,с помощью которой те тиражируют контрафактнуюпродукцию. Вести тяжбу с магазинами, которые этутехнику продают, можно с тем же успехом, что иподавать в суд на университеты, являющиеся посути лишь Интернет-провайдерами. По американскимзаконам провайдер не обязан отвечать засодержание материалов, которые скачивают илипубликуют его клиенты.

Запретить свободное распространениемузыки через Интернет - идея столь же утопичная,как и борьба с так называемым бытовым пиратством.Вместо того чтобы приобретать компакт-диск,человек переписывает его себе на чистую кассету,в результате чего авторы, исполнители ипроизводители фонограмм получают за свою работуменьше денежных знаков, чем могли бы. Зато неизбалованный тугим кошельком меломан получаетвозможность наслаждаться творчеством кумира,которому с таким положением вещей остается лишьмириться. Metallica могла бы последовать примеру Машииз отечественной группы "Маша и медведи". Когдак девушке однажды подошел поклонник с кассетой,на которой была изображена незнакомка в кожанке(по свидетельству, Маши похожая на ТатьянуОвсиенко в молодости), а рядом с ней медведь сбанкой меда, и попросил автограф, она взяла инаписала: "Маша и медведи" - за пиратство!".

Ромуальд Шидловский

 

Сайт создан в системе uCoz