Известны
три "главных" психических заболевания:
шизофрения; маниакально-депрессивный психоз;
эпилепсия. Наиболее известным и
распространенным из них является шизофрения. Для
нее характерны расстройства восприятия и
мышления. К реально видимому или слышимому у
больного шизофренией могут примешиваться
обрывки его собственных мыслей, впечатлений,
эпизодов из прошлой жизни. И сам он воспринимает
результаты подобного смешения как актуально
происходящее. Например, проходя мимо группы
людей И слыша обрывки слов, он может вообразить,
что говорят они именно о нем: его обсуждают,
высмеивают, замышляют причинить какой-то вред и
т.д. На самом же деле от этих людей он
воспринимает лишь факт их разговора и обрывки
слов - все остальное извлекается из его
собственной возбужденной психики и, смешиваясь в
одно целое, дает для него картину заговора,
причем вполне убедительную. Он полон
уверенности, что действительно слышал весь их
разговор и что этот разговор направлен
именнопротив него.
Такое смешение обрывков от восприятия реальных
звуков или зрительных образов с обрывками
запомненного ранее и хранящегося в памяти,
называют бредом. Описанное выше ("заговор",
"вред") - это бред преследования.
При шизофрении могут быть и другие болезненные
проявления, и содержание бредовых идей может
быть различным. Характерно, что одна из таких
идей постепенно начинает полностью доминировать
в психике больного, становится самой главной.
Подобного рода идею называют еще сверхценной:
наряду с ней у больного могут быть и другие
болезненные идеи, но как бы второстепенные.
Важно, что больной не способен правильно
воспринимать и окружающее, и свои собственные
мысли. Известно, что и здоровому, нормальному
человеку порою в голову приходит всяческая
ерунда, но он сразу же понимает это и выбрасывает
ее из головы именно как ерунду. Такая способность
называется критикой. Больной же шизофренией
критику утрачивает.
Нередко больной стремится разобраться в ходе
собственных мыслей, отделить нормальное от
ненормального, но это ему удается плохо. Этот
симптом называют "копание в мыслях" и не
совсем верно считают проявлением болезни. С
одной стороны, это действительно проявление
болезни, но с другой - защитная реакция психики:
стремление все-таки как-то разобраться с тем, что
происходит в голове. Неудачность таких попыток
еще более возбуждает больного.
На фоне успешного лечения критика постепенно
восстанавливается, больному становится все
легче отделять истину от бреда, и содержание
собственных мыслей волнует его меньше и меньше. И
не случайно восстановление критики считается
наиболее достоверным признаком благоприятного
сдвига в течение болезни.
Будучи в болезненном состоянии, больные
шизофренией иногда совершают противоправные
действия. Но причиной их является не злой умысел,
а неспособность правильно воспринимать и
оценивать окружающее. Поэтому суд признает их
невменяемыми, т.е. неспособными отвечать за свои
поступки. И поэтому подвергают их не наказанию, а
принудительному лечению.
Если болезненная Идея постоянно и неудержимо
толкает больного на какое-то действие,
вытекающее из ее содержания, то это уже не просто
бредовая идея, а мания. Например, бред
преследования ограничивается убежденностью
больного в существовании против него заговора.
Манией же преследования этот бред становится с
момента, когда начинает толкать больного на
конкретные поступки: спасаться бегством,
вооружаться и т.д.
Мании могут быть различными. Например, некто
убежден, что он великий ученый, способный своим
открытием перевернуть мир. Поскольку он все же
правильно воспринимает скептическое отношение
окружающих к своему "творчеству", то нередко
считает себя ученым непризнанным, который
обязательно должен добиться признания.
"Непризнание" его очень волнует, он
переживает, обижается, доказывает... и тем более
интенсивно занимается своим "открытием".
К идее изобретательства может присоединиться
идея преследования: больному представляется, что
все вокруг него только и думают, чтобы выкрасть у
него секрет его работы и воспользоваться в своих
целях.
Могут быть и другие бредовые идеи.
Вспомним эпизод из фильма "Кавказская
пленница", в котором один из персонажей - Шурик,
оказавшись против воли в психиатрической
больнице, требует прокурора. Врач-психиатр
оборачивается к стоящей за ним сестре и
спрашивает: "В какой палате у нас прокурор?".
Шурик безнадежно вздыхает (и зрители вместе с
ним) - реакция способного к критике человека:
сразу становится ясно, что нормальным путем
отсюда не выбраться. Будь он действительно
больным, как его решили представить, он бы к этому
"прокурору" обратился.
Второе среди
главных психических заболеваний -- циклотимия
(известная также как маниакально-депрессивный
психоз). Заболевание характеризуется
чередующимися расстройствами настроения - от
маниакальной фазы к депрессивной и обратно, с
редким пребыванием в нормальном, уравновешенном
состоянии.
В маниакальной фазе больной испытывает прилив
сил, резко повышенное настроение. Его умственные
способности усилены: память много лучше, чем в
обычном состоянии, мысли бегут очень быстро.
Нередко столь быстро, что больной не успевает их
оценивать. И возможные его необдуманные действия
могут возникать именно по этой причине. Критики
больные обычно не утрачивают, и их неправомерные
действия вытекают уже не из бреда, а из
переоценки своих сил и возможностей, из
неспособности как следует продумать свои
намерения: мысли-то скачут.
В депрессивной фазе настроение и общая
активность, напротив, понижены. Мысли текут вяло,
почти замирая. Настроение подавленное, сил
что-либо сделать нет. Полный упадок душевной и
физической деятельности. В этом состоянии
больной тоже неработоспособен, но уже из-за
неспособности к усилию. Однако восприятие
окружающего нарушено мало - только окрашено в
мрачные тона. Критика в достаточной мере
сохранена. Неправомерных действий в этом
состоянии больные обычно не совершают - разве что
наложить на себя руки вследствие остро
переживаемой безысходности...
Наиболее тяжелым и глубоким психическим
заболеванием является эпилепсия. В быту ее знают
также как' "падучую болезнь": периодические
судороги, потеря сознания, пена у рта и т.д. Бывают
и "малые" приступы: кратковременные
отключения сознания, так что человек нередко
даже не успевает упасть, или же упав, не понимает,
почему это произошло.
Другая, менее известная группа свойственных
эпилепсии симптомов - "заострение"
встречающихся и в норме черт характера. Это -
невероятная скупость; повышенная гневность;
явная жестокость; чрезвычайная, обращающая на
себя внимание ласковость манер; чрезмерное
подобострастие; "вязкость" в общении;
"застревание" на какой-то мысли или
жизненном эпизоде; излишняя, привлекающая
внимание окружающих пунктуальность; непомерная
склонность к жалобам (таких называют
"кверулянтами"); готовность бесконечно
оспаривать в суде любую мелочь ("сутяги").
Сюда же относится и чрезмерная склонность к
порядку: индивид регулярно устраивает сцены
домашним или сослуживцам из-за того, что какая-то
из положенных им вещей окажется не совсем на том
же самом месте, где он ее положил. Для него этого
вполне достаточно, чтобы закатить большой
скандал...
Вот таковы некоторые
признаки психических расстройств у людей.
Любопытно, не правда ли? Я, конечно, не претендую
на мнение эксперта, но хочу заметить, что
некоторые из вышеперечисленных свойств
характера имеются у подавляющего большинства
людей, живущих рядом с нами. Да и у нас самих есть
множество таких "недостатков", хотя сами мы
их подчас не воспринимаем. Что это? Неспособность
реально оценивать свою деятельность(в нужном
объеме)? Но тогда, если верить методам психиатров,
прямой признак психического расстройства. Что
же получается - все мы не от мира сего? Навряд ли.
Видимо здесь дело в абсолютной неоднозначности
методов психоанализа. Нельзя, что называется,
всех под одну гребенку. Кто-то, любит, например,
сидеть неделями дома, рисуя картины или сочиняя
стихи, кто-то обожает шататься всеми днями по
магазинам и выбирать там какие-нибудь тетради
или карандаши. А кто-то вообще уезжает в лес на
выходные, чтобы отдохнуть от города. В этих
перечисленных фактах тоже можно усмотреть
признаки психического расстройства - дескать
депрессия, склонность к одиночеству и т.д. Много
чего еще можно найти. Но дело все в том, что надо
отличать т.н. социально опасных индивидов от
обычных людей, у которых есть свои странности, но
которые совершенно не опасны социуму. А то мест в
институте Сербского не хватит.
|