Публикация:  А.H. Леонтьев   Автор: неизвестно

В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет, а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности. Вводится понятие "мотива-цели", осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" (цели деятельности),Наконец, Личности как внутренний момент деятельности. В результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, он обретает особое качество - становится личностью. В анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в "узлы", а отсюда и к образованию нового уровня сознания - сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива - само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.

А.Н. Леонтьев в качестве важнейшего параметра личности выделяет "степень иерархизированности деятельностей, их мотивов". Иерархии мотивов существуют на всех уровнях развития и образуют "относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть менее крупными или более крупными, разъединенными, или входящими в единую мотивационную сферу". Высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что человек свои действия как бы примеривает к главному для него мотиву, т.е. его жизненной цели. Этот главный мотив у одних ограничивается, например, бессмысленной целью создания "державы золота", у других "возвышается до истинно человеческого, не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, с их благом". В последнем случае главные мотивы человека "способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни".

 

 

 

 

 

 

 


 

   

     

Сайт создан в системе uCoz